Фотография для новичков #5. Выдержка, диафрагма и ISO. Избранное

aperture-shutter-iso

Добрый день, дорогие друзья. Продолжаем полезное дело по обучению новичков фото-мастерству. Предыдущие статьи по-прежнему можно найти по тегу Советы новичку, и если вы впервые на нашем сайте и являетесь начинающим фотографом, то рекомендую почитать, там есть интересная информация.

В четвертом выпуске Советов начинающему фотографу мы говорили о первой зеркалке и в одном из советов я затронул тему выдержки, диафрагмы и ISO. Настало время подробно разобрать эти понятия. Они очень тесно связаны между собой, можно сказать, что это три кита, на которых зиждется цифровая фотография, поэтому рассматривать мы их будем в одной статье.

Выдержка

Начнем с выдержки. Коллективный разум посредством Википедии дает вот такое определение:

Вы?держка — интервал времени, в течение которого свет воздействует на участок светочувствительного материала или светочувствительной матрицы для сообщения ему определённой экспозиции. [#]

Тут все просто, чтобы получилось фото, нужно, чтобы на матрицу фотоаппарата (или пленку) попал свет и время, в течении которого свет попадает на матрицу и есть выдержка. Единицы измерения выдержки это секунды (чаще доли секунд). Для простоты понимания можно условно представить свет, как некий поток: чем дольше выдержка, тем большее “количество” света попадет на матрицу.

По английски выдержка звучит как shutter speed, т.е. скорость затвора. Причем тут затвор, спросите вы? Да просто именно затвор пропускает свет к матрице, т.е. пока его шторки открыты, происходит захват изображения.

Типичными выдержками в современных фотоаппаратах могут быть:

8000 (1/8000 c)
4000 (1/4000 c)
2000 (1/2000 c)
1000 (1/1000 c)
500 (1/500 с)
250 (1/250 с)
125 (1/125 с)
60 (1/60 с)
30 (1/30 с)
15 (1/15 с)
8 (1/8 с)
4 (1/4 с)
2 (1/2 с)
1 с
2 с

Диафрагма

Разобрались с выдержкой, переходим к диафрагме. Снова обращусь к Википедии:

Диафра?гма (от греч. ????????? — перегородка) в фототехнике — устройство объектива фотокамеры, позволяющее регулировать относительное отверстие, то есть изменять количество проходящего через объектив света, что определяет соотношение яркости оптического изображения фотографируемого объекта к яркости самого объекта, а также устанавливать необходимую глубину резкости. [#]

Тут уже немного сложнее. Речь опять идет о “количестве” света, но, в отличие от выдержки, диафрагма управляет толщиной пучка света, путем уменьшения или увеличения относительного отверстия. Схематично устройство диафрагмы выглядит так:

diaphragm

Термин диафрагма применяется в нескольких значениях.

  • Во-первых, это устройство (перегородка, мембрана) в объективе;
  • Во-вторых, это само отверстие. Например, в выражениях “открыть диафрагму”, “закрыть диафрагму” речь идет именно об относительном отверстии (о его увеличении, либо уменьшении).

Существует шкала стандартных значений диафрагмы:
1/0,7; 1/1; 1/1,4; 1/2; 1/2,8; 1/4; 1/5,6; 1/8; 1/11; 1/16; 1/22; 1/32; 1/45; 1/64
Эта шкала основана на увеличении или уменьшении освещённости матрицы в два раза. Часто “1/” опускается и указывается только знаменатель.

Соответственно при изменении значения диафрагмы допустим с 1/4 до 1/2,8 количество света пропускаемого увеличивается в 2 раза и наоборот.

Кроме количества света, диафрагма влияет еще на некоторые важные показатели, о которых мы будем говорить позже, главное из которых ГРИП. Кроме глубины резкости есть еще дифракции, аберрации, виньетирование.

ISO

Переходим к самой сложной субстанции, а именно к ISO. Данная аббревиатура очень распространена и обозначает очень много абсолютно не связанных между собой (и особенно с фотографией) понятий. Тут даже в Википедии нет определения, но есть статья Светочувствительность фотоматериала (а это как раз то, что мы в данном контексте подразумеваем под ISO):

Светочувствительность фотоматериала —
— способность фотографического материала образовывать изображение под действием электромагнитного излучения, в частности света.
— числовая величина, количественно характеризующая эту способность. [#]

Опять двоякое использование одного и того же термина: ИСО это “способность” и “числовая величина”. Соответственно фраза “увеличить ИСО” означает повысить способность, а также увеличить числовую величину. Единицами измерения светочувствительности фотоматериалов является (как ни странно) “единицы ISO”. Обычная для современных цифровых фотоаппаратов шкала значений ISO выглядит примерно так:

100
125
160
200
250
320
400
500
640
800
1000
1250
1600
2000
2500
3200
4000
5000
6400
12400

Зависимость такая, что чем больше ИСО, тем меньше света нужно, чтобы получить правильное изображение. (т.е. мы опять пришли к “количеству” света. Полагаю, Вы уже поняли, что это ключевой момент?)

Взаимодействие выдержки, диафрагмы и ISO

А теперь попробуем объединить все три понятия и выяснить, как они взаимодействуют. Для этого придется разобраться с еще одним термином. Это экспозиция.

Экспози?ция (в фотографии) — произведение освещенности светочувствительного слоя матрицы (фотоплёнки) на время, в течение которого свет воздействует на этот слой. Выражается в лк?с (люксах на секунды).
Экспозиция должна быть такой величины, чтобы позволить фотоматериалу с заданной чувствительностью получить нужное количество света для регистрации изображения с пропорциональным воспроизведением яркостей, таким же как у объекта съёмки.[#]

Чтобы изображение на фото было “похоже” на снимаемый объект, нужно чтобы яркости цветов были сопоставимы (в идеале совпадали). Матрице для фиксации изображения требуется некоторое количество световой энергии на единицу площади. Соответственно, если света недостаточно, цвета на фото будут менее яркими, картинка будет темной. Однако, чем больше светочувствительность матрицы (ISO), тем меньшее количество света необходимо ей для работы. Соотношение такое, что для получение одинакового серого оттенка, при ISO 200 нужно в 2 раза меньше световой энергии, чем при ISO 100.

Таким образом, для получения фотоснимка необходимо подобрать такие значения выдержки, диафрагмы и ISO, при которых на матрицу попадет количество света, достаточное для правильной фиксации яркостей.

Таких “правильных” соотношений может быть много для одной и той же сцены. Например, если вы уменьшили диафрагму на шаг (например с 5,6 до 8), то, как мы помним, количество света уменьшилось вдвое. И для компенсации этой потери нужно либо увеличить в два раза ISO (допустим с 200 до 400), либо вдвое увеличить выдержку. При прочих равных, экспозиция будет совпадать.

Если вы снимаете в автоматическом режиме, то все эти значения камера подбирает без вашего участия, основываясь на показаниях датчиков освещения (экспозамер) и других настройках. Однако, гораздо интереснее самому участвовать в этом процессе, либо полностью (ручной режим), либо частично (режимы приоритета выдержки, либо диафрагмы). Но эта тема для отдельной статьи

А теперь прошу перейти к комментариям: ругаем, хвалим, дополняем, уточняем, задаем вопросы…

Вам понравилась статья? Тогда поделитесь ей с друзьями в социальных сетях
Обязательно оставляйте свои комментарии и вступайте в дискуссии, ведь фотография очень индивидуальная тема и абсолютно каждому есть, что сказать. Также обязательно вступайте в нашу группу Facebook и Вконтакте, присоединяйтесь к нашему Твиттеру, чтобы следить за новостями и оперативно получать обновления. В Твиттере у нас более 1000 фоловеров и мы будем рады видеть и вас в их числе, а также с удовольствием зафоловим вас в ответ. Всегда ваш, фотограф из прошлого Владимир Каверин.

(Visited 740 times, 1 visits today)

Читайте также:

1 комментарий

  1. 5 января, 2017

    […] (О диафрагме, выдержке и ISO можно почитать в следующем выпуске Советов). […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ePN